ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ — СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ И СИСТЕМНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация

Разобщенность общества и слабость социальных связей была характерна уже для советского общества, но рыночные реформы 1990-х и государственная централизация 2000-х годов не только не решили эту проблему, но и усугубили её. Государственные институты, сложившиеся в годы правления Путина, в значительной мере оказались отражением именно такого положения дел. Сложившийся политический порядок не просто является авторитарным, он фиксирует одновременно отчуждение элиты от общества и отсутствие органических социальных связей внутри самой элиты. В рамках таких институтов успешное социально-экономическое развитие принципиально невозможно, а экономические процессы связаны с воспроизводством и углублением социальной энтропии.

Альтернативой консервативному сценарию может быть социально-экономическая реконструкция, опирающаяся на сознательные политические усилия по преодолению энтропии. Вопрос в том, существует ли в обществе потенциал для создания подобного политического проекта и на кого он может опираться. Может ли быть консолидирована коллективная политическая воля, способная преодолеть инерцию? История России несколько раз показывала примеры такого модернистского переворота, совершаемого политически организованным меньшинством. Однако предшествующие перевороты такого рода были сугубо авторитарными, а специфика современного кризиса состоит в том, что необходимым условием для преодоления социальной энтропии и стимулирования современных форм экономического развития является именно демократия. Может ли быть сформирован в России свой вариант демократического и модернизационного популизма, по аналогии с New Deal Ф.Д.Рузвельта в США.

Контуры такого проекта в общих чертах уже вырисовываются, причем совершенно ясно, что без одновременного резкого усиления экономической роли государства, последовательной политической демократизации и радикальной социальной политики осуществить серьезную модернизацию России невозможно. Совершенно очевидно, что такой подход оказывается принципиально невозможным с точки зрения либеральных концепций, но он же совершенно органично вытекает из стратегии демократических левых. Проблема таким образом не в том, чтобы сформировать на этой основе стратегию развития, а в том, чтобы завоевать политические условия для её реализации. На данный момент такая перспектива выглядит не самой вероятной. Но если её не удастся осуществить, то мы возвращаемся к исходному варианту, описанному в начале доклада.